Взаимодействие сотрудников программ ЗТ агонистами опиатов с правоохранительными органами

В процессе своей профессиональной деятельности персонал учреждений здравоохранения, в соответствии со своими функциональными обязанностями работающий с наркотическими средства, психотропными веществами и прекурсорами,  может встретиться с проверяющими из правоохранительных органов.

Проверка может проводится центральными и региональными подразделениями борьбы с нелегальным оборотом наркотиков, в отдельных случаях – в случае расследования дел о деятельности организованных преступных группировок – Управлениями борьбы с организованной преступностью (УБОЗ ГУУМВД) и Главного Управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, а также сотрудниками прокуратуры.

При проведении таких проверок в Вашем учреждении, следует оставаться спокойным, но настойчивым в своих требованиях по соблюдению Ваших прав. Так Вы будете содействовать установлению истины и одновременно предупредите предубежденное отношение.                            
Про появление сотрудников силовых структур (как и любых проверяющих) в Вашем кабинете или на другом рабочем месте в учреждении здравоохранения, Вы должны поставить в известность об этом руководителя учреждения или лицо, исполняющего его обязанности.

Желательно, чтобы руководители учреждений здравоохранения четко определили перечень должностных лиц, которые имеют полномочия общаться  с проверяющими и принимать решения о допуске их к проверке или ее отклонении.

Вы имеете право знать об основаниях для проведения проверки.

В соответствии с положениями статьи 5 Закона Украины «О милиции» при обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение.

Рекомендуется записать имя,  фамилию и номер удостоверения, название подразделения работника, осуществляющего проверку. Вы также имеете право позвонить по телефону в подразделение милиции и уточнить, работает ли лицо в конкретном отделе/управлении, заведено ли оперативно-розыскное или уголовное дело,   действительно выдано ли направление на проверку.

Персонификация должностного лица суживает ответственность в случае нарушений Ваших прав в процессе проверки, оперативно-розыскных или следственных действий к конкретному лицу и определенным образом дисциплинирует инициатора проверки и лиц, которые ее проводят. Эти данные также будут необходимыми в случае подготовки мотивированной жалобы.   Кроме служебного удостоверения работники милиции обязаны предъявить направление на проверку (п. 24 ст. 11 Закона «О милиции»). Оно предъявляется при любом основании, указанном выше.                               

В направлении отмечаются дата его выдачи, название подразделения милиции, цель, вид, основания, даты начала и окончания проверки, должности, звание и фамилии должностных лиц, которые будут проводить проверку.  Направление на проверку действительно при наличии подписи руководителя подразделения милиции, скрепленного печатью органа милиции (п. 24 в. 11 Закона «О милиции»).  Если направления нет, или в нем нет хотя бы одного из обязательных реквизитов,  направление теряет юридическую силу, и руководство ЛПУ имеет право на законных основаниях отказать в проведении проверки. Но в таком случае, в соответствии с законодательством, руководство ЛПУ должно, не позже как в десятидневный срок, отправить свое возражение на адрес органа, который выписал направление на проверку.

При проведении оперативно-розыскной деятельности, если не возбуждено уголовное дело, работникам правоохранительных органов предоставляется право:

  • опрашивать лиц по их согласию, использовать их добровольную помощь. Проверка информации – не повод заставить Вас отвечать на вопрос и не повод для проведения обыска. Если вы считаете, что сведения, которые хотят от Вас получить, могут навредить Вам лично, – можете не отвечать. При этом Вы можете сослаться на ст. 63 Конституции Украины: «Лицо не несет ответственность за отказ давать показание или объяснение относительно себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом».
  • знакомиться с документами и данными, которые характеризуют  деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их, за счет  средств, которые выделяются на содержания подразделений, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, делать копии таких документов;
  • проводить операции по задержанию преступников, прекращению преступлений;
  • проводить осмотр места события.

Закон «О милиции» позволяет изымать у граждан и служебных лиц предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки (п. 23).
Действия оперативных подразделений, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, без возбуждения уголовного дела, без отдельного поручения следователя или санкций суда очень ограниченные. Поэтому, во избежание незаконного превышения полномочий работниками милиции, осуществляющих проверку, Вы имеете право поинтересоваться, что является формальным основанием для проверки:

  • проверка заявления или информация о преступлении (проверка процессуально ограничивается опросом и ознакомлением с документами, без их изъятия).
  • возбуждение уголовного дела (могут быть применены все мероприятия в рамках Криминально-процессуального кодекса Украины (далее – КПК), по разрешению суда или без, с последующим (в течение 24 часов) сообщением в прокуратуру.
В случае возбуждения уголовного дела против Вас Вы имеете право получить информацию о дате возбуждения уголовного дела, его номер, основание для его возбуждения, кем оно было возбуждено. В случае сомнения относительно достоверности предоставленной информации Вы можете отметить в протоколе допроса или другом протоколе, что Вы не согласны с этим основанием  и указать предоставленные Вам реквизиты дела.                      

Следственные действия в рамках уголовного дела имеет право осуществлять следователь органа внутренних дел или оперативные работники по доверенности следователя
(ст. 114 КПК).

Общим требованием к следственным действиям является то, что в начале их осуществления следователь должен разъяснить участникам их права и обязанности, ознакомить  с постановлением об их проведении. По завершению  следственного действия складывается протокол, в котором фиксируется все, что происходило в течение следственного действия. Ведение протоколов при осуществлении досудебного следствия и дознания является обязательным (ст. 84 КПК). Важность протоколов также в том, что присутствующие при следовательном действии могут внести в протокол свои замечания.

К следственным действиям, которые ограничивают права и свободы граждан, можно отнести обыск и задержание подозреваемого в преступлении.

Обыск и выемка являются следственными действиями и могут проводиться после возбуждения уголовного дела по постановлению следователя (ст. 177, 178 КПК). Перед проведением обыска, должностные лица, которым это поручено,  должны предъявить присутствующим   постановление об обыске. В протокол обыска и выемки вносятся все замечания собравшихся. Копия протокола предоставляется представителю учреждения, в присутствии которого осуществлялись следственные действия. В протоколе или приложении к нему указывается список изъятых предметов или документов. Закон не требует присутствие руководителя медицинского учреждения при обыске и выемке. Следователь имеет право ограничить доступ и перемещение лиц, где проводятся отмеченные следственные действия.

Очень часто, при отсутствии материалов о возбуждении уголовного дела, работники правоохранительных органов пользуются процессуальным действием — осмотром места события (ст. 190, 191 КПК), которое не нуждается в постановлении следователя. Осмотр места события также допускает изъятие предметов и документов, которые должны вноситься в соответствующий протокол. Однако в отличие от обыска осмотр не имеет принудительного характера. Оперативные работники, которые проводят осмотр, должны сообщить о причинах осмотра. Представитель учреждения, в помещении которого проводится осмотр, имеет право сообщить о проведении осмотра руководству учреждения. Ограничение перемещения собравшихся во время осмотра или присутствие руководства учреждения, законом не регламентировано и в дальнейшем может быть обжаловано.

В процессе проверки и установления фактов нарушения законодательства представители милиции могут применить меру пресечения в форме задержания с составлением протокола о задержании. В соответствии со статьей 5 Закона Украины «О милиции» работники милиции должны дать объяснение причины Вашего задержания.

Задержание может применяться  как крайняя мера. Поэтому Вы можете обжаловать принятое решение в любом случае, отметив в жалобе, что Вы имеете постоянное месте жительства, на работе и быту характеризуетесь положительно и ни в коем случае не намереваетесь препятствовать следствию.

Не допускается применение задержания, как способа психологического влияния на подозреваемого.

О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь извещает его семью,  если  место ее проживания известно.

В ст. 5 Закона «О милиции» определены  сроки такого сообщения: “(милиция) немедленно, но не позднее, чем через два часа после задержания или ареста (взятие под стражу) лиц, сообщает об их местопребывании родственникам и, в случае устного или письменного требования, защитнику, а также администрации по месту работы или учебы”.

Во время визитов сотрудников МВД возникали ситуации, когда от медицинских работников требовали предоставление списков пациентов ЗПТ, другой медицинской документации, содержащей персонифицированные данные пациентов ЗПТ, фотографировали  данные, содержащиеся в документации, и пациентов ЗПТ.

В таких ситуациях следует помнить, что Статья 286 Гражданского Кодекса Украины «Право на тайну о состоянии здоровья» гарантирует физическому лицу нераспространение информации о состоянии его здоровья.  Пациенты ЗПТ, как и все граждане Украины, имеют право на тайну о состоянии своего здоровья, факте обращения за медицинской помощью, о диагнозе, а также данных, полученных при их медицинском обследовании. Все сведения, которыми владеют медицинские работники (списки, журналы, протоколы выдачи препаратов и т.д.) относятся к такой информации. Реализация права на тайну о состоянии здоровья физического лица гарантируется обязанностями других лиц. В соответствии с ст. 286 Гражданского Кодекса, физическое лицо (в учреждении здравоохранения -это врачи, медицинские сестры, другие должностные лица) обязано воздерживаться от распространения информации о состоянии здоровья пациента, факта его обращения за медицинской помощью, а также о результатах его медицинского обследования и др. сведений, которые стали известны им в связи с исполнением служебных обязанностей или из других источников (например, случайное получение информации или получение информации от самого больного с предупреждением о невозможности её дальнейшего распространения).

Обязанность медицинских работников и др. лиц сохранять в тайне вышеуказанные сведения о пациенте определена в ст.40 «Врачебная тайна» Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении», в соответствии с которой “Медицинские работники и другие лица, которым в связи с исполнением профессиональных или служебных обязанностей стало известно о болезни, медицинском обследовании, осмотре и их результатах, не имеют права разглашать эти сведения, кроме предусмотренных законодательными актами случаев”. Этим же Законом Украины ст.78 определены профессиональные обязанности медицинских работников, в том числе сохранение врачебной тайны.

Законом Украины «Об информации» ст. 46 «Недопустимость злоупотреблением правом на информацию» предусмотрено, что не подлежат разглашению сведения, которые касаются врачебной тайны.

Обязательность сохранения врачебной тайны, недопустимость использования её во вред больному предусмотрены Клятвой врача, утверждённой Указом Президента Украины от 15 июня 1992 г. № 349.

Ответственность за разглашение врачебной тайны предусмотрена  Криминальным Кодексом Украины ст. 145 «Незаконное разглашение врачебной тайны».

Одним из возможных путей разглашения врачебной тайны являются ответы на запросы, которые поступают в адрес медицинского учреждения с требованием о предоставлении информации о пациенте. Это запросы правоохранительных органов, других учреждений и организаций. В  соответствии с ст.37 Закона Украины «Об информации» не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления по информационным запросам официальные документы, содержащие конфиденциальную информацию, к которой относятся сведения о состоянии здоровья. Учреждение, в которое адресован запрос, может не предоставлять для ознакомлению документ, если он содержит информацию, не подлежащую разглашению.  Запрещается требовать или предоставлять по месту работы или учёбы информацию о диагнозе и методах лечения пациента.

Совместным приказом  МЗ Украины, МВД Украины, Генеральной прокуратуры Украины и Министерства юстиции Украины от 10.10.97 № 306/680/21/66/5 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и постановки на учёт лиц, которые незаконно употребляют наркотические средства или психотропные вещества» (п. 2.10 Инструкции) предусмотрено, что органы внутренних дел ведут учёт всех лиц, в отношении которых установлено, что они незаконно употребляют наркотические средства или психотропные вещества, кроме лиц, которые добровольно обратились за медицинской помощью и исполняют рекомендации врача.   К таким лицам относятся пациенты ЗПТ, т.е. требования о предоставлении списков пациентов ЗПТ противоречат и данному приказу.     

Законодательством Украины предусмотрены случаи, когда медицинские работники должны представлять сведения, являющиеся врачебной тайной, а именно при проведении дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства по письменному запросу лица, которое проводит дознание, следователя, прокурора и суда.

Как следует из вышесказанного, ответы на такие запросы могут предоставляться на конкретных пациентов, по которым проводятся эти действия, а не на всех пациентов ЗПТ.       

Граждане вправе обжаловать действия работников милиции в установленном порядке в органы внутренних дел, суд или прокуратуру.

Такое право гарантировано Конституцией и Законами Украины, которые регламентируют деятельность органов внутренних дел, а также Законом Украины “Об обращении граждан ”.

В своей деятельности помните о главных принципах, которые помогут Вам избежать негативных последствий при работе, связанной с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами в Вашем учреждении:

1.  Четко выполняйте требования законодательства Украины по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения, соответствующие приказы МЗ и инструкции.

2.  Требования вышеуказанного законодательства Украины могут изменяться и дополняться, поэтому необходимо своевременно реагировать на эти изменения для обеспечения их выполнения. Со всеми изменениями, которые были внесены в законодательные акты, можно ознакомиться на сайте Верховной Рады Украины www.rada.gov.ua раздел «Законодательство Украины». Помните, знание этих требований – возможность избежать их нарушений и Ваша защита при проверках деятельности, связанной с оборотом наркотических средств в учреждениях здравоохранения.

3.  Ведение медицинской документации по учёту движения препаратов ЗПТ, приём пациентов в ЗПТ и их исключение, назначение и изменение дозировок препаратов ЗПТ должны проводиться в соответствии  с действующими приказами МЗ Украины.

4.  Необходимо систематически проводить тематические семинары и инструктажи с персоналом по изучению требований законодательства об обороте наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров  в учреждениях здравоохранения. Желательно приглашать на эти семинары работников МВД для предоставления консультативной помощи в освещении вышеупомянутой тематики.   

5.  Исполняя повседневные служебные обязанности убедитесь, что они отвечают Вашим функциональным обязанностям и приказам по медицинскому учреждению. Знайте и имейте на рабочем месте копии приказов МЗ, местного органа здравоохранения, в соответствии с которыми в Вашем лечебном учреждении проводится ЗПТ,  и соответствующие приказы по Вашему лечебному учреждению. Убедитесь, что Ваши квалификационные данные были представлены при получении лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотиков в Вашем учреждении.

6.  Помните, что выдача препаратов ЗПТ может проводиться только в том функциональном подразделении лечебного учреждения, адрес которого указан в лицензии как адрес проведения деятельности.

7.  Своевременно информируйте руководство медицинского учреждения (руководители учреждений — соответствующее территориальное управление здравоохранения)  об обстоятельствах, которые могут препятствовать соблюдению законодательства и соответствующих приказов по вопросам оборота наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения.

8.  Руководителям учреждений необходимо строго выполнять Лицензионные условия, в т.ч. своевременно вносить изменения и дополнения в приказы по учреждению о перечне лиц, которые по своим функциональным обязанностям имеют допуск к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами. В случае возникновения необходимости  подключения к этой работе лиц, на которых во время получения лицензии не были поданы сведения в Комитет по контролю за наркотиками, необходимо получить на них необходимые документы,  внести изменения в приказ по учреждению о допуске этих лиц к работе с наркотиками, сообщить об этих должностных лицах в вышеуказанный Комитет.

Кроме вышесказанного, при любых изменениях, наступивших после  получения учреждением лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропних веществ и прекурсоров (например, изменение названия учреждения, его юридического адреса, изменение адреса места осуществления деятельности и т.д.), необходимо в течение 10 дней сообщить об этом  в Государственный Комитет по контролю за наркотиками при Кабинете Министров Украины c приложением всех необходимых документов.

9. Работайте в партнёрстве с работниками силовых структур. Проводите с ними совместные совещания и приглашайте их на свои семинары по тематике ЗПТ. Обращайтесь к ним за консультативной помощью при возникновении вопросов, связанных с легальным оборотом наркотиков в учреждениях здравоохранения.

10. Совместно с лидерами среди пациентов ЗПТ, социальными работниками, обсуждайте и находите пути решения проблем, в т.ч. недопущения выноса препаратов ЗПТ пациентами.

11. Проявляйте свою компетентность и настойчивость в соблюдении медицинской тайны в отношении пациентов ЗПТ,

12. По всем проблемам и вопросам, связанным с организацией ЗПТ в Вашем учреждении, обращайтесь в Украинский Институт исследований политики общественного здоровья письменно или по телефону +38 (044) 222 62 71

Помните, что в работе, связанной с оборотом наркотиков, мелочей нет!

 

Об авторе:

Оставить комментарий