Александра КУЖЕЛЬ, представитель наблюдательного совета Всеукраинского родительского комитета борьбы с наркотиками («Зеркало недели», № 9 (537) 12—18 марта 2005)
Тот, кто лично столкнулся с проблемами наркомании, пережил трагедию в собственной семье или сочувствовал знакомым, друзьям и родным, понимает, что легализация наркотиков — это преступление против собственных детей.
Новая власть, с которой связывают надежду на лучшее, взяла на себя не только нелегкую ношу собственных обязательств, но и получила в наследство бремя нерешенных проблем. Среди них ужасающая по своим масштабам проблема наркомании. Готова ли власть к этому вызову? Наркомания уже стала объективной реальностью. Эта горькая плата Украины за ее открытость миру. В семье, где
есть наркоман, жизнь превращается в ад. Люди становятся беспомощными — к кому обратиться за помощью, с кем посоветоваться, как вызволить дочку или сына из беды. По данным исследовательских центров (у госстатистики отсутствуют объективные показатели), у нас самые высокие в Европе темпы роста наркозависимых. Как следствие — такие же высокие темпы увеличения количества ВИЧ-инфицированных. О высокой смертности среди молодежи тоже известно — человек гибнет после пятидесяти лет активного употребления наркотиков.
Государство оказалось бессильным в противодействии распространению наркотиков среди молодежи. Собственно, с общегосударственными и ведомственными программами на бумаге как будто все хорошо. Запланированы десятки мероприятий, на ближайшие десять лет на борьбу с этим бедствием и профилактику выделены десятки миллионов бюджетных гривен. Но какова их эффективность? Реальное положение ухудшается из года в год. Складывается впечатление, что такая ситуация устраивает многих. Чиновники делят средства между ведомствами, правоохранители загружены работой, у медиков постоянные пациенты. И настоящими хозяевами жизни чувствуют себя наркодельцы — рыночные условия превратили наркотик в сверхприбыльный преступный бизнес, рентабельность которого достигает 1000 процентов. К сожалению, официальная медицина не обременяет себя поиском эффективных способов лечения и реабилитации наркозависимых. Вместо этого Министерство здравоохранения в качестве спасательной соломинки предлагает
программу так называемой заместительной терапии, которая финансируется Международным фондом «Відродження». В Украине все чаще звучит и уже становится обычным слово «метадон», который нам откровенно навязывают в качестве главного рецепта для лечения наркомании.
Как политик со стажем я привыкла не принимать на веру то, что предлагается, а пытаюсь сначала изучить разные мнения. Что скрывается за внешне респектабельной вывеской «метадоновые программы» или же «программы
заместительной терапии»? Метадон — не обычное лечебное средство, а наркотик группы опиатов, полученный синтетическим путем. Главное «преимущество» метадона в том, что он дешев в производстве, выпускается в виде таблеток или сиропа, и, дескать, таким образом инъекционные наркоманы могут избежать заражения СПИДом и другими инфекционными заболеваниями. То есть взамен грязного шприца и дозы героина или «ширки» наркоман будет получать бесплатно(!) от государства порцию наркотика-заменителя. Авторы заместительной терапии уверяют, что, постепенно снижая дозу метадона, можно избавиться от зависимости и отказаться от наркотиков, а со временем вернуться к полноценной жизни в обществе.
Реальная ситуация свидетельствует о другом. Метадон уже десятки лет используется в международной наркологической практике и, как выяснилось, ни в одной стра не не дал эффективных результатов. Доказано, что у метадона более сильное и длительное действие, чем у героина, и он быстро вызывает новую зависимость. Возникла даже новая категория наркоманов — метадонозависимые.
Специалисты-наркологи во многих странах давно пришли к выводу: проблему наркомании решить только заменой одного наркотика другим невозможно — «золотой» таблетки, которая бы могла вылечить наркомана, не существует.
Ассоциация «МОНАР» в Польше, у которой одна из самых эффективных методик реабилитации наркозависимых в мире, за всю 25-летнюю историю деятельности никогда не применяла лечение метадоном. По их мнению, у каждого человека должен быть шанс на выздоровление.
Известный шведский врач-нарколог Томас Халберг откровенно называет метадоновую терапию «тупым инструментом, который в неумелых руках может нанести большой вред индивиду и обществу».
В Российской Федерации, чтобы не наступать на те же «грабли», законодательно запретили применять метадон в программах лечения и реабилитации наркозависимых.
Категорическую позицию против метадоновых программ в Украине занимает общественная организация Всеукраинский родительский комитет борьбы с наркотиками. Родители, преодолевшие проблему в собственных семьях, знают о ней не из книг. Их собственный жизненный опыт однозначно подтверждает: метадон — это опасный наркотик, вызывающий быстрое привыкание, еще большую зависимость, чем героин, и необходимость постоянно увеличивать дозы. Он не замещает другие наркотики, а является только добавкой к наркоманскому «рациону». А самое главное — метадон лишает наркомана мотивации к лечению. В сущности, это сознательное продолжение наркотизации под медицинским контролем. Свою позицию по поводу внедрения метадона неоднократно высказывал начальник департамента по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Украины
Анатолий Науменко. Метадоновые программы — это сознательный обман, считают представители правоохранительных органов, ведь вместо лечения больных
их окончательно «подсаживают» на опасный наркотик.
За новой терминологией о методиках «снижения вреда» скрывается лоббирование бизнес-интересов западных фармацевтических фирм — производителей метадона, которым нужны новые рынки сбыта.
Правоохранители свидетельствуют: еще до внедрения заместительной терапии на «черном» рынке в Украине уже появились первые партии метадона. Стоимость одного грамма достигает 150—200 долларов США. Сможет ли врач, месячная зарплата которого намного ниже этой суммы, отказаться от искушения
улучшить свое материальное положение? Метадоновая программа только расширяет спектр наркотиков. В наших условиях методика замещения сильных наркотиков «чистыми», наподобие метадона, под контролем врача — это, в сущности, капитуляция перед наркоманией. Это бессильное признание того, что сотни тысяч молодых людей сегодня не смогут прожить без «химического костыля». Аргументы, напоминающие те, что деньги, полученные сегодня наркодельцами, будут идти в государственную казну, — не менее циничны. Государство не может зарабатывать на вреде здоровью своих граждан!
Внедрение метадоновой программы, которую Министерство здравоохранения Украины считает панацеей от наркомании и ВИЧ/СПИД, на самом деле означает, что в стране фактически предлагается легализировать употребления наркотиков, но «под контролем» наркологических учреждений. Единственная разумная альтернатива сомнительным медикаментозным методикам — это программы
Социально-психологической реабилитации наркозависимых, коллективная психо- и трудотерапия, немалый опыт использования которых есть у нас в Украине. К сожалению, его на протяжении длительного времени фактически игнорируют чиновники. Нужна деятельная поддержка и помощь государства, ведь сегодня вся
работа проводится только за средства родителей, общественных и благотворительных организаций. Но государство, в свое время разрушившее систему ЛТП в официальной наркологии, так ничего и не предложило взамен, оставаясь посторонним наблюдателем.
По мнению специалистов, для эффективного наступления на наркотики нужно прежде всего на уровне закона радикально изменять ситуацию в стране. Во-первых, ввести альтернативную подследственность по отношению к преступлениям в сфере оборота наркотиков. Сегодня эти сферы разделены между спецподразделениями МВД и СБУ, а общее дело от этого только проигрывает. Кроме того, работу правоохранительных органов стоит оценивать не по количеству возбужденных уголовных дел против самих наркозависимых. Это неадекватная оценка. Реальный критерий — имеющаяся розничная цена наркотиков на наркорынке. Если она низкая, как сегодня, то ломаного гроша не стоят все усилия, если высокая — значит, правоохранители действуют эффективно. Необходимо внедрить в судебную практику нормы, которые освобождали бы от уголовной ответственности или смягчали ее по отношению к лицам, добровольно помогающим в раскрытии преступлений, связанных с наркотиками. Во-вторых, для обеспечения эффективного контроля за
оборотом наркотических веществ в Украине нужно предоставить национальному уполномоченному органу в этой сфере — Комитету по контролю за наркотиками — необходимое материально-техническое и финансовое обеспечение, увеличить количество работников, расширить структуру, создать экспертные и рабочие территориальные органы. И, что важно, учитывая серьезность возложенных на
них задач, решить вопрос социального обеспечения и защиты сотрудников комитета, повысив оплату их труда. В-третьих, следует вытеснить из медицинской практики сомнительные методики лечения наркомании и навести порядок в лицензировании этого вида деятельности. А следовательно, внести изменения в законодательство, регламентирующее такую деятельность. Законодателям нужно ускорить также принятие новой редакции закона Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» и взять под парламентский контроль проведение соответствующих изменений в подзаконные акты. И наконец, определить законом полномочия центров, действующих на общественных началах и занимающихся социально-психологической реабилитацией наркозависимых и профилактикой наркомании. Складывается странная ситуация: Министерство по делам семьи и молодежи, которое должно заниматься этим вопросом, на самом деле только ведет учет действующих общественных центров и
не может выделить в их поддержку ни единой копейки Кабминовское постановление о типовом положении относительно центров ресоциализации наркозависимой молодежи «Твоя победа» так и осталось всего лишь красивым документом. Зарегистрировать реабилитационный центр на его основании невозможно. Этот документ не согласован с другими законами, не отработан с Минфином и Минсоцполитики, которые регулируют нормативы деятельности подобных учреждений, и главное — не определил источник финансовой поддержки таких центров государством. Возникает вопрос: как Министерство по делам семьи и молодежи планирует использовать те почти 14 миллионов гривен, выделяемых ежегодно из бюджета по государственной программе борьбы с наркоманией? В минувшем году среди программ молодежных организаций по противодействию наркомании лишь одна получила бюджетное финансирование! Вполне очевидно, что использование государственных средств на такие программы должно быть целевым, а не распыляться на одноразовые мероприятия и бумаготворчество.
Сегодня нужны не кулуарные решения министерских чиновников, а открытый диалог со всеми здоровыми силами — специалистами, общественными активистами, социальными работниками, искренне заинтересованными в противодействии наркомании.