Я попытаюсь ответить на этот вопрос, потому, что моя дочь вот уже два года является пациенткой программы заместительной поддерживающей терапии. Проблемы, которые неразрывно связаны с употреблением нелегальных наркотиков, известны всем — это неизбежная криминализация и маргинализация человека, заражение инфекциями, которые передаются через кровь, разрыв социальных связей, постоянные конфликты с близкими. Через все это прошла моя семья, за те 8 лет, на протяжении которых моя дочь принимала нелегальные наркотики.
И.Сухопарова (Фото ICTV)
Официальная статистика говорит о том, что добиться длительной, а иногда пожизненной ремиссии удается максимум 25% наркозависимых. Моя дочь попала в оставшиеся 75%. Какая участь ожидает тех, кому не помогли ребцентры и психбольницы, кто изо дня в день, часто грязным шприцем, в пах, подмышку или под ключицу колет себе сомнительное зелье? Ответ очевиден — СПИД, туберкулез, тюрьма, кладбище. И всеобщее презрение, и ни капли сочувствия: это не человек, это «наркоман конченый». У них свой мир, свой сленг, и кажется, что это – навсегда.
Так думала и я, и, когда дочка стала просить меня помочь ей устроиться на программу заместительной поддерживающей терапии, была против. Тогда это был пилотный проект, в Киеве, всего для 150 человек. Брали самых-самых, с большим стажем употребления, многократными безуспешными попытками лечения, большинство из них ВИЧ-инфицированные. И вот моя дочка и ее муж стали пациентами программы заместительной терапии при помощи бупренорфина. С того времени мы с удивлением замечали, что она не выглядит, как под «кайфом», после приема препарата, это совершенно трезвый нормальный человек.
Для нас достижением было даже то, что она стала следить за своей внешностью, читать книги, помогать по хозяйству. Само по себе прекратилось общение с уличными наркоманами. Более того, при встречах на улице старые «дружки» не узнают ее, так она изменилась. За эти два года она практически не болела, зато обследовалась у всех врачей, вылечила зубы. Изменилось ее самосознание – она больше не наркоманка, которая покупает ширку у барыги и прячется от милиции, она пациент лечебной программы и принимает лечение как любой другой больной человек.
Видя такие результаты, и, учитывая, что заместительная терапия – это совершенно новое лечение, и новый взгляд на проблему, я решила создать благотворительную организацию родителей и родственников пациентов программы. Наша организация благотворительная, называется она «Надежда и доверие».
Мамы клиентов программ ЗПТ (фото П.Куцев)
Сейчас, совместно с всеукраинской благотворительной организацией «Всеукраинская Ассоциация Снижения Вреда», работаем над реализацией проекта «Повышение активности членов семей потребителей наркотиков для распространения позитивного опыта лечебных программ».
В рамках реализации проекта было проведено анкетирование пациентов и их родственников. Мы хотели выяснить, какие реальные изменения происходят в жизни пациентов ЗТ и их родственников. Все респонденты очень добросовестно отнеслись к анкетированию, нам удалось сформировать актив родственников, которые согласны принимать активное участие в работе организации. Все родители отмечают, что программа очень помогла их детям, вот некоторые высказывания родителей:
Валентина, мать: «Впервые за 10 лет я начала ощущать, что у меня есть сын, такой, как был до приема наркотиков. Мы оба перестали бояться милиции, я стала спокойно заходить в квартиру. После всех испытаний считаю ЗТ единственным способом вернуть матерям детей, а самим пациентам иметь будущее».
Андрей Владимирович, отец: «Огромная благодарность Вам, всем тем, кто организовал эту программу. Родитель, утративший всякую надежду на то, что дочь когда-нибудь бросит наркотики и станет полноценным членом общества, безмерно благодарен. Эта программа возвратила мне ребенка и, более того, уверенность в будущем».
Татьяна Михайловна, сестра: «Брат лечился многократно, всего раз 30. Сейчас изменения только положительные, как для него, так и для всей нашей семьи: не ворует, не вымогает денег, помогает по хозяйству».
Вера Николаевна, мать: «Изменения произошли очень большие. Стал намного спокойнее, задумался о жизни, перестал выносить все из дома, исчезла постоянная проблема с милицией, стало намного легче жить, а не выживать. Для многих наркоманов и их семей это лечение – единственный выход. В нашем случае программа вернула к жизни всю семью. Мой сын очень болен и только благодаря этой программе у него и его семьи произошли изменения в лучшую сторону».
Высказывания самих наркозависимых не менее красноречивы, на основании этих анкет мы издали книгу «Возвращение к жизни»*, в которой участники программы откровенно рассказывают о своей судьбе и участии в программе заместительной поддерживающей терапии. Там помещены их фотографии, комментарии наркологов, психологов и других специалистов. Что касается моей дочери, то она работает в банке ведущим бухгалтером, что, как известно, требует трезвого ума и хорошей памяти, и, глядя на эту красивую ухоженную девушку, не хочется даже вспоминать о прошлых проблемах, покончить с которыми нам помогла программа заместительной поддерживающей терапии. Конечно, мне бы хотелось, чтобы моя дочь была здорова и не принимала никаких лекарств, но если она, как и многие другие хронически больные люди будет жить и принимать лекарство, а в данном случае метадон действует именно как лекарство, я только приветствую это лечение.
Ирина Сухопарова лидер благотворительной организации «Надежда и доверие»
*Буклет "Возвращение к жизни" Вы можете найти и скачать ЗДЕСЬ (рубрика"Клиентам ЗПТ" из раздела "ЗПТ в Украине" на нашем сайте ).