Во всем цивилизованном мире существуют такие понятия как «врачебная тайна», «защита личных данных», «защита прав человека», в конце концов… Но в нашей стране в последнее время придерживаться элементарных норм международного права, особенно со стороны правоохранительных органов, считается если не «моветоном», то, по крайней мере, огромной глупостью!
Жалобы на противозаконные действия милиции поступали из всех регионов Украины.
В прошлую субботу, поздно вечером, квартиру к одной из клиенток Полтавского сайта ЗПТ посетили двое сотрудников ОБНОНа и довольно по-хамски, настоятельно предложили женщине написать заявление о том, что программа ЗПТ не только не помогает, а, наоборот, вредит здоровью. И обязательно указать, что после того, как больная стала на эту программу, она полностью погрузилась в уголовную жизнь, то есть, для того, чтобы получить очередную дозу наркотиков, жила от преступления к преступлению. И перепуганная женщина, под давлением милиционеров таки написала бы все, что от нее требовали, если бы в это время из другой комнаты не вышла ее мать и не подняла шум, защищая свою дочь. Наткувшись на сопротивление, доблестные стражи порядка не стали настаивать на продолжении разговора, а развернулись и ушли прочь. А если бы рядом с больной никого не оказалось? Все могло бы закончиться тем, что из нее сделали бы преступницу, которая к тому же оговорила бы ни в чем не повинных людей.
Из той же Полтавы поступило сообщение от одного из клиентов ЗПТ, социального работника Романа:
— Утром мне позвонили несколько пациентов сайта и озабоченно сообщили, что прямо перед воротами КРП Полтавского сайта стоит милицейская машина и каждый, кто выходит из помещения наркодиспансера, попадает в руки милиционеров. Те, представившись «горотделом», сажают клиента в машину и зачитывают ему опросник, в котором лишь процентов 30 вопросов имеют отношение к заместительной терапии. Я сразу же набираю врачей КРП и интересуюсь, что происходит. В ответ слышу: «Рома, успокойся, все нормально. Они представились сотрудниками горотдела милиции, показали анкету, объяснили, что выполняют приказ начальства, помимо своего желания…». Но я никому уже не доверяю на слово. Решил сам проверить. Подхожу, спрашиваю можно пройти анкетирование. На лицах у милиционеров — не просто удивление, а гамма непонятных чувств: «Где это видано, чтобы наркоман сам шел в лапы милиции?!» Предлагают сесть и дают бумажки, а там — отнюдь не анкета, а «объяснение» с номером статьи, которая грозит мне за дачу ложных показаний (информации). Далее — вопросы: паспортные данные, информация о судимости, а в конце — несколько вопросов о терапии, мол, каково мое отношение к ней, кто дал направление, есть ли положительные результаты, какую дозу препарата и как часто я принимаю. Но больше всего меня возмутил вопрос о наличии ВИЧ-статуса! Ведь эта информация почти во всем мире считается конфиденциальной! К тому же, один из милиционеров пытался записать всю нашу беседу на диктофон. Правда, правоохранители обращались нормально, особенно после того, как я показал свое удостоверение социального работника.
В Донецке акция по анкетированию наркозависимых больных прошла тихо и мирно, никто никого не принуждал и не заставлял.
Напротив, нашлось несколько добровольцев, которые открыто выразили свое мнение о том, что программа заместительной поддерживающей терапии — это большой плюс, что она повернула жизнь наркозависимых в лучшую сторону. Следует отметить, что донецкая милиция вела себя с пациентами ЗПТ на удивление вежливо и учтиво. Даже никак не реагировала, когда пациенты, ссылаясь на ст. 63 Конституции Украины отказались отвечать на анкету и вышли из кабинета. Милиционеры попросили лишь заполнить паспортные данные и написать на этом же листочке слово «отказываюсь давать показания».
Так же чинно, мирно, благородно, добровольно происходило тестирование в Николаеве и Житомире. Там участники программы милиционера, проводившего анкетирование, даже кофе угостили. А как же, он – человек подневольный, к пациентам относится по-человечески, значит, и они к нему — так же.
В Одессе акция проходила по-разному: где — тихо, мирно, цивилизованно, а где — с разглашением окружающим ВИЧ-статуса, наркозависимости и лечения от неё соседям, коллегам, сотрудникам.
А вот в Черновцах милиционеры подошли технически к вопросу: с теми, которые изначально настроены были на «сотрудничество» разговаривали вежливо. А с теми, кто начинал показывать свою осведомленность на право давать или не давать личную информацию, прибегали даже к угрозам и запугиванию, мол, не хотите отвечать по-хорошему — будет по-плохому. Одним угрожали, что придут домой и всем расскажут, кто живет рядом с ними, других шантажировали. А кое-кому делали акцент на то, что в результате неповиновения их могут «засунуть в автобус, а там… сам упал, сам побился, а то и убился, — с человеком, да еще с таким, который употребляет наркотики, все может случиться».
Доходило даже до прямых угроз: «Ну, б…, мы тебе покажем! Поговорим в другом месте!..» Некоторых пациентов «подловили» на том, что, мол, опросник имеет такие хорошие вопросы, и вы своими ответами можете сделать лучше для перспективы развития программы. И так все ласково, даже приторно. ОБНОНовцы работали грамотно, ничего не скажешь! Использовали метод кнута и пряника, играли классические роли «хорошего» и «злого» мента.
Одна участница, послушно заполнив опросник, на прощание услышала: «До свиданья — до свиданья!». На следующий же день, выходя из больницы была грубо (без представлений и показывания удостоверений, без каких-либо объяснений) задержана и «затащена» в машину ОБНОНа, бумага с правом обыска по адресу, который вчера она так честно засветила в опроснике, уже были на руках! Вот и свиделись, как и обещалось… Участница, пробыв целый день в кабинетах ОБНОНа, она была отправлена восвояси.
Кстати, накануне новогодних праздников в квартире одной из участниц программы ЗПТ в Черновцах раздался телефонный звонок и мужской голос, назвав хозяйку по фамилии, сказал: «Ты собираешься и дальше принимать курс ЗПТ?» Женщина просто обалдела! На вопрос «кто интересуется?» на другом конце провода ответили, мол, из управления здравоохранения, а по поводу того, что это — конфиденциальная информация, «успокоили»: «Да не переживай, я никому ничего не скажу!» А когда хозяйка попросила своего телефонного визави представиться, тот резво «съехал» с темы и быстренько распрощался. Вот такие дела!
А в Луцке «напыщенный, упитанный мент» от угроз перешел к открытому рукоприкладству. Но, к счастью, натолкнулся не на покорного теленка, а на умного, грамотного человека, который написал заявление о нападении на него сотрудника милиции старшего лейтенанта Майко, не только в местный отдел внутренней безопасности, но и оставил сообщение на телефоне 102 и в прокуратуре!
Ассоциация участников ЗПТ Украины поддержала персональные обращения участников ЗПТ в прокуратуру, направив обращение в Генеральную прокуратуру с требованием устранить нарушения закона, причины этих нарушений и условия, которые им содействовали.
Сообщество участников ЗПТ обратились к своим друзьям в Евразийскую Сеть снижения вреда, Международную сеть потребителей наркотиков, Канадскую правозащитную сеть, национальные организации, организации родителей участников ЗПТ.
В результате готовится обращения Ананду Груверу (специальному докладчику ООН по вопросам прав человека и здоровья), уполномоченному по правам человека в Украине Н. Карпачёвой, международное сообщество направляет письма протесты правительству Украины.
Впереди пресс-конференции и пресс — туры, интервью и рабочие встречи.
Однако, уникальность ситуации в том, что наши друзья, участники программы, в Шостке, Черновцах и Луцке не только противостояли незаконному сбору данных, а и обратились в областную прокуратуру.
Решение людей защитить свои права в стране, в которой на 1 милиционера приходится 2,5 испытавшего пытки и унижения в милиции гражданина, согласитесь – мужество.
Нам абсолютно не ясна политика МВД с «наездами» на сайты ЗПТ. Особенно, если учесть некоторую статистику. Ведь известно, что даже при очень скромных подсчетах нелегальный наркобизнес благодаря программам ЗПТ в Украине теряет более 43 млн. долларов в год. Казалось бы, это совпадает с концепцией правоохранительных органов — противодействию нелегальному обороту наркотиков, но…
Скачать обращение к Генеральному прокурору Украины:
genprokuratura.pdf (476 кб., Adobe Acrobat).
Алина Вышинская, Наталья Плохотнюк ,