…20 мая у входа на территорию, где осуществляется реализация программы ЗПТ г. Чернореченска, остановился автобус. Люди в милицейской форме, стоя перед воротами больницы, внимательно следили за подходившими участниками программы…

Мы только поговорим…

Из письма в Ассоциацию ЗПТ: «…20 мая около 9.30 возле входа на территорию, где осуществляется программа ЗПТ г.Чернореченска, остановился автобус с представителями милиции. Работники милиции, стоя возле ворот больницы, наблюдали за подходившими участниками программы до 11.00. Каждого получившего препарат участника милиционеры просили зайти в автобус и проехать с ними.Участники ЗПТ не хотели садиться в автобус и толпились возле автобуса, пытаясь как-то отклониться от поездки,пока милиционеры дожидались прихода новых клиентов. Около одиннадцати часов на сайт подьехала соц.работница местного НПО»Новая жизнь» Подойдя к работникам милиции и задав им вопрос о происходящем, в ответ получила объяснение:»Нам необходимо поставить на свой милицейский учет всех участников программы, так как последние время участились случаи грабежей со стороны наркоманов. Ничего страшного происходить не будет, мы только поговорим и запишем.» Милиционеры загрузили всех стоявших на территории больницы в автобус и увезли, хотя соц.раб. просила не забирать никого, так как намечалось проведение группы-самопомощи для клиентов ЗПТ. Соцработницу, так как ей удалось убедить их, что она очень занята своей работой, попросили прийти в УВД, как освободиться. В автобусе увезли 6 человек. Продержали их примерно до двух часов дня, фотографировали, снимали отпечатки пальцев, просматривали телефоны (тел.книгу, читали смс, эмэил),проводили беседы и записывали фамилии. Происходящее приятным назвать сложно, тем паче, когда человек поменял образ жизни и столкновения с милицией только напоминает о проблемном прошлом, потраченное время, нарушение всех планов, нарушение конфиденциальности, в конце концев. Соцработнице на просьбу объяснить на каких основаниях проводились данные мероприятия, ответили, «А что? Мы могли ловить и возле больнице, проверять документы, у кого их нет — везти в Управление!»

Эту операцию собираются проводить со всеми участниками, то есть сегодня 8 человек (вместе с соцработницей), а завтра,значит,еще кого-то из 70 участников. Информация разошлась по всем участникам и настолько впечатлила, что некоторые,боясь попасть завтра в УВД, вообще не собираются приезжать на сайт ЗПТ.То, что вся социальная работа прервалась, группа провалилась — это еще пол-беды, но пропуски приема препарата могут повлечь более тяжелые последствия. И вообще, ЗПТ изменила нашу жизнь, мы,участники ЗПТ, не ведем криминальную жизнь, отошли от нее, и встречаться с представителями власти совершенно не желаем!!!! Поэтому, огромная просьба-зафиксируйте данные присшествия и примите меры!»

Янина Чуйская и клиенты ЗПТ г. Чернореченска

 

Поскольку случай в Чернореченске, к сожалению, из разряда типичных , он должен стать достоянием всех участников рассылки, как и реальные действия по реагированию!

 

 

Ответные действия эксперта Киевской правозащитной организации:

 

Пытаемся дозвониться на телефон доверия УМВД (есть на официальном сайте: http://www.cv.mvs.gov.ua/) (0372)52–42–24.

Звоним помошнику министра по правам человека ГУМВД (80501355434; [email protected]),

Доводим проблему до его сведения, просим содействия в разрешении проблемы и прекращении незаконных действий со стороны сотрудников милиции.

Выслушиваем обещание «способствовать» урегулированию проблемы. Короче, надежды на это практически никакой.

Общаюсь по мобильному телефону с Яниной Чуйской, автором письма, которая передала свою трубку, с зам начальника отдела уголовного розыска ГУМВД г. Чернореченска Защечкиным Рамзесом Ангаровичем. После краткого вступления с моей стороны разговариваем далее достаточно конструктивно.

Аргументы Защёчкина: действия законны, выполняют распоряжение начальника ГУМВД г. Чернореченска по поводу отработки территории района по части раскрытия преступлений и профилактики их совершения… наркоманы как группа риска в соответствии с внутренними приказами МВД проверяются в первую очередь… никого насильно не задерживаем… предлагаем добровольно проехать с нами на беседу… Соглашается что дактилоскопируют и фотографируют, поскольку таким образом они «берут на учет» представителей данной группы риска. Сообщает об известных им случаях выноса препарата « под языком» и т.п.

Мои аргументы: действия милиции не вполне законны: вмешательство в лечебный процесс, сорваны запланированные группы самопомощи не все пациенты состоят на наркоучете, нарушается конфиденциальность диагноза, дактилоскопировать и фотографировать имеют право только подозреваемых в совершении правонарушений, или при постановке на оперативный учет, но на законных основаниях. Я проинформировал о наших дальнейших шагах по реагированию на данную ситуацию, в т.ч. информирование МВД и включение данной информации в материалы предстоящего расширенного совета МВД в свете выполнения п.15 решения последней нацрады при Кабмине. Обменялись контактами и поблагодарили друг друга за понимание и конструктивную беседу.

Далее Янина в присутствии сотрудников милиции сообщила пациентам о добровольном характере следования в ГУМВД. Чуйская сфотографировала транспорт, на котором приехала милиция и присутствующих лиц (очень важно для фиксации самого факта нахождения сотрудников милиции в данном месте)

После данного разговора отношение милиции к представителям программы и пациентам стало более корректным/вежливым.

В это время делаю звонок на телефон дежурной части ГУМВД (0372)526835 и представляясь, делаю дежурному устное заявление о незаконных действиях со стороны милиции (важно, что данный разговор полностью фиксируется на магнитные носители информации и факт обращения тоже регистрируется), настоятельно прошу доложить ситуацию руководству ГУМВД и прекратить незаконные действия (как правила звонки из Киева со ссылкой на регалии организации и причастность к выполнению госпрограммы заставляют их действовать более ответственно… типа нафиг нам эти проблемы и возможная раздача из Киева)

Тем временем милиция уже свернулась и покинула территорию сайта ЗПТ.

 

Дальнейшие действия со стороны программы:

1.Сбор письменных свидетельств очевидцев/пациентов, пострадавших от вмешательства милиции в программу

2.Обращение в ГУМВД с требованием разобраться и недопускать подобных незаконных действий в дальнейшем.

3.Дальнейшие действия со стороны правозащитной организации:

4.Официальная жалоба о вмешательстве в программу ЗПТ начальнику в Чернореченский ГО ГУМВД

5.Включение данного эпизода в общую информацию, которая в дальнейшем подается в МОЗ, МВД и будет приобщаться к материалам расширенной нарады МВД по данному вопросу.

6.Мониторинг ситуации и реагирование в зависимости от конкретных обстоятельств.

Просьба всем участникам ЗПТ, которые будут сталкиваться с подобными случаями фиксировать их и действовать соответствующим образом и оперативно о них информировать!

Спасибо за внимание.

Эксперт Отдела правозащиты

 

 

Из письма в Ассоциацию ЗПТ: «… накануне нового 1998 года я был доставлен «с улицы» в Чернореченское Гор.управление МВД Защечкиным Р.А. и его коллегой. Первое, что сделал г. Защечкин — достал резиновую палку и начал избивать меня с целью признания в кражах (каких-нибудь). После полуторачасового издевательства надо мной, я все-таки написал явку на 4 эпизода, каких не совершал. Тем временем, пока оперативники «пробивали» мою причастность к этим эпизодам — меня посадили в комнату для задержанных! Понимая тот факт, что эпизоды «липовые» и что мне за это «светит», я перекусил вены на запястье левой руки и обмазал кровью стекло в вышеуказанной комнате. Это увидел дежурный по ГО и вызвал Защечкина! Когда он увидел поток крови из перекусанной вены начал кричать: «Не подходи ко мне, ты СПИДОЗНЫЙ» и вывел меня в травмпункт.Там мне обработали рану а об инциденте доложили начальнику ГО Шороху Е.Б. Меня отпустили, а Защечкина наказали. Спустя 10 лет, когда я уже стал пациентом ЗПТ, я случайно повстречал Защечкина в одном из районов города в нетрезвом состоянии. И это для меня было во-второй раз фатально. Все началось с обыска, а закончилось жестоким избиением и упреками за его взыскание 10-летней давности! Таким образом, я был задержан и провел в отделении милиции 3 суток. Само собой – все это время я был лишен доступа к ЗПТ и испытывал ужасные боли. На мою просьбу вызвать врачей или отконвоировать меня на пункт ЗТ – дежурные только злорадствовали.

По выходу я написал это письмо. А дабы подстраховаться, я сообщил о возможных неправомерных действиях в Отдел Внутренней Безопасности УБОП в г.Чернореченске.

Фамилии, в целях собственной защиты, сообщить не могу!»

Какие меры нужно срочно принимать, если участника ЗПТ задерживают сотрудники милиции на срок более суток?

 

Рекомендации Павла Скалы, эксперта по наркополитике МБФ «Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине

 

1.Готовите официальное письмо на имя начальника отдела/управления милиции, в распоряжении которого находится задержанный (образец в приложении)

2. С этим письмом (делаете несколько копий) ногами идете в рай/гор/отдел и сдаете его в секретариат/канцелярию, ставите отметку на копии о его получении(см. на копии документа в приложении), по возможности фиксируете входящий номер (это можно сделать позднее позвонив в канцелярию предварительно записав номер).

3. Далее с копией данного письма спускаетесь в дежурную часть и требуете обеспечить задержанному непрерывное получение препарата. В случае отказа или других действий, свидетельствующих о нежелании прислушаться к вашему законному требованию обеспечить жизненно важным лечением пациента, даете понять, что Вашими дельнейшими действиями будет запись на личный прием к руководителю райотдела, который сегодня осуществляет прием граждан (список руководителей, дни и часы приема размещены внизу на стендах непосредственно в районе дежурной части; вплоть до немедленного обращения в прокуратуру по поводу незаконных действий милиции. Все эти намерения вы можете реализовать в действительности, если до этого дойдет.

Совершенно не в интересах дежурного по райотделу доводить ситуацию до того, что вы обратитесь к руководству или в прокуратуру (грозит негативными последствиями для самого дежурного, за его бездействие…)

Желательно, но не критично необходимо, иметь какую-нибудь медицинскую документацию в подтверждение принадлежности задержанного к программе ЗПТ.

Если у задержанного с собой было удостоверение участника ЗПТ априори можно фиксировать это в обращении и коммуникации с представителями райотдела. Т.е. речь идет об их бездействии в течении определенного времени в части необеспечения пациенту пациенту ЗПТ необходимого лечения.

Повсеместно ссылаетесь на приказ МВД No. 638 от 2.12.2008, где четко зафиксированы механизмы предоставления медицинской помощи. Зачастую сами сотрудники милиции его не знают.

Есть еще телефоны доверия райотделов/УВД, на которые вы смело можете обращаться и фиксировать факт непредоставления медпомощи. Обязательно зафиксируйте время, дату. Фамилию и должность сотрудника, принявшего ваше заявление.

Имейте в виду, что в настоящее время обеспечить ЗПТ арестованного в СИЗО (не считая возможных разовых случаев) практически нереально. Проект межведомственного приказа МОЗ,МВД и ДДУПВД по этому поводу сейчас только разрабатывается и это долгая тема). Но вполне реально обеспечить ЗТ админзадержанного на весь срок (до 15 суток) или задержанного по ст 106, по 115 УПК (до 3 суток) или кратковременный детокс для тех, кто «загремел» надолго.

Обязательно проинструктируйте других клиентов программы об их правах при задержании, важности наличия удостоверений участника ЗПТ/АРТ и их использования в подобных ситуациях.

От loon

Добавить комментарий